1. Вступление
Недавно я выпустил первую часть теста, посвященную фотоновинкам SONY, представленным 24 августа в Афинах. Ее можно прочитать здесь — Полевой тест фотоновинок SONY 2011 – камеры SLT-A77, SLT-A65, вертикальная рукоятка VG-C77AM Ниже представлена вторая часть теста, в нее вынесены новинки семейства NEX. Сразу оговорюсь – кроме указанных мной, были представлены еще новые объективы под байонет Е – Sony E 30 f3.5 Macro и Sony E 55-210 f4.5-6.3 OSS. На тестирование всего мне просто не хватило физически времени, поэтому они не включены в этот материал. С момента выхода первой части теста произошли некоторые изменения – появилась начальная поддержка новых камер SONY в конвертере Capture One Pro 6.3. Это не единственно возможный в будущем и может быть и не самый лучший вариант конвертера для RAW файлов от новых камер SONY (сам я предпочитаю работать с конвертером от DxO). Но это заметно лучше родного Image Data Converter от SONY, большое количество «лестных» слов про который я высказал в первой части. Вот простейшее сравнение, оно не 100% корректно, здесь не выровнены значения шарпенинга, ибо родной IDC при установке 0-0-0 дает сильный размашистый шарпенинг, а где у него реальный ноль – боюсь, не известно даже программистам, его писавшим, кроме того у обоих конвертеров стоят кривые по умолчанию. НО это именно то, что получит пользователь, просто кинув RAW в одну программу и другую:
Слева конвертация в Capture One Pro 6.3, справа в SONY IDC
Думаю, совершенно понятно, почему для второй части теста я использовал только конвертер Capture One 6.3, чего и вам пока до выхода других программ рекомендую.
Весь материал в тесте является результатом конвертации из RAW в конверторе С1 Pro 6.3. Для конвертации использовались разные настройки экспозиции, но всегда идентичные настройки шарпенинга — пресет Version 3.7 Soft Look при отключенном шумоподавлении, а также идентичные значения баланса белого. От материалов теста доступны полноразмеры в виде джпегов, сохраненных из ФШ CS5 с качеством 11. Примеры в тексте, показывающие общий вид кадров, для экономии трафика отресайзены до 800 пикселей по длинной стороне и сохранены в джпег с качеством 10. Кропы и сравнительные кропы являются 100% кропами полноразмеров, сохранены в джпег с качеством 12. Для примеров доступны RAW.
2. Камера SONY NEX-7
Видеоролик с презентации, снят на SLT-А55
Скажу прямо – я «влюбился» в эту камеру с первого ощущения ее в руках. Я стараюсь вообще быть максимально объективным к «железкам», и мало что из них вызывает у меня эмоции. Но идея маленькой компактной камеры, при этом удобной, многофункциональной и с отличным качеством картинки меня давно интересует. Есть варианты от Leica, они предельно дороги, еще дороже оптика. Качество картинки очень хорошее, функционал откровенно слабый. Итого понимаю тех, кто их выбрал, но не готов отправить на хобби в виде в общем-то сыроватых камер те суммы, что за них просят. Когда SONY анонсировала линейку NEX – я был рад, что кто-то серьезно взялся за эту тему. Но до текущего момента меня совершенно не устраивало дальнейшее развитие этой линейки – ни одного реально качественного компактного объектива, автофокус только медленный по методу контрастной детекции, отсутствие возможности полноценно использовать видоискатель. При этом в линейке камер с полупрозрачным зеркалом появилась очень интересная SLT-A55, максимально компактная (хотя и больше Нексов), а к ней серия очень приличных по качеству компактных фиксов – 35/1.8, 50/1.8 и 85/2.8. В итоге я отказался от камер серии NEX, и предпочел им SLT-A55 в качестве компактной камеры, что «всегда с собой». Однако надежда еще была, и вот SONY разом изменила все. Появился переходник LA-EA2, позволяющий работать с объективами под байонет А с полноценным фазовым автофокусом, появился полноценный электронный видоискатель FDA-EV1S, идентичный по качеству новым камерам SLT серии – А65 и А77. Появился компактный широкоугольный объектив Carl Zeiss Sonnar T* E 24 мм f1,8 ZA, аналога которого под байонет А так не хватает (имеющийся новый 24/2 очень велик и тяжел для SLT-A55, и идею компактности нарушает, он хорош для больших полнокадровых камер, но не для компактной кропнутой). Об этих новинках я расскажу дальше в тесте. Ну а сейчас звезда этой коллекции – SONY NEX-7
Как видите, для NEX-7 SONY сделали специальную черную версию КИТа 18-55. С виду все тот же NEX – да не тот ! Очень много изменений в мелочах, что дают ощущение совсем другой камеры.
Рассмотрим подробнее.
Залив прорезиненный, гораздо более ухватистый, чем ранее на Нексах. Ощущение хвата почти «взрослой» камеры.
Два управляющих колеса, расположенные в ряд – интересное решение. Выглядит необычно, но в работе весьма удобно. И пожалуй, это лучший вариант как разместить два управляющих колеса на такой компактной камере. Существенно изменено положение кнопки спуска – по моим субъективным ощущениям удобно. При этом она совмещена с переключателем включения-выключения камеры – традиционное и вполне удобное решение. Сбоку от кнопки спуска мы видим новую кнопку — это часть системы управления Tri-Navi, состоящей из этой кнопки и двух управлющих колес, что мы видим сверху. Кнопка переключает функционал этих колес — стандартная диафрагма\выдержка, или экспокоррекция и коррекция импульса вспышки, установка баланса белого по двум осям и пр. Есть несколько вариантов, переключающиеся перебором этой кнопкой, причем список вариантов настраиваемый, из него можно исключить не используемые !
Также, как видно на фото, в NEX-7 использован стандартный системный башмак для вспышек Sony\Minolta ! Мало того, аппарат прекрасно работает со студийным светом, а выдержка синхронизации со вспышкой 1\250.
Сзади опять же с виду те же две OEM переназначаемых кнопки и колесико, но во-первых, сразу видится выделенный переключатель автофокуса, либо кнопка фиксации экспозиции – смотря как выбрать. Во-вторых, другие органы управления перенесены с верхнего скоса, которого теперь нет, на заднюю часть камеры и очень эргономично расположены.
В отличие от прочих камер линейки NEX мы видим видоискатель — это отличного качества ЭВИ (электронный видоискатель), аналогичный таковому на новых камерах SLT-A65 и SLT-A77.
Вообще, надо сказать, что NEX-7 позиционируется SONY изначально как профессиональная компактная камера. И каждая мелочь в нем соответствует назначению. Скажу честно — давно я так не удивлялся тому, насколько продуманно вышло совершенно новое фоторешение в очень непростой сегмент.
Механизм откидного экрана.
В целом камера очень «вкусная». От нее у меня лично совсем другое ощущение, чем от прочих Нексов, и сразу понимаешь, что это камера более высокого класса. Цены на нее заявлены вполне серьезные. Боди будет стоить в России на старте в районе 50 тыс руб. Это немало, но это это не цена Лейки. Учитывая топовую для кропа 24 мп матрицу, новую оптику и аксессуары – очень привлекательное решение.
Это хорошее. Плохое, что камера была еще с бета-версией программного обеспечения, и снимать на нее было нельзя. Поэтому пока примеров нет. На Альфоруме 2011 одноклубники поснимали на NEX-7 в студии, возможно будут примеры оттуда. В сети уже появились примеры с ранних прошивок, но в любом случае надо подождать финальной версии и массовой поддержки в качественных RAW конверторах.
3. Камера SONY NEX-5n
Честно — у меня не было большого желания тестировать эту камеру. Она и новые аксессуары к Нексам лежали у меня какое-то время, пока я тщательно тестировал А77, А65 и новый 16-50/2.8. Интересно потестировать рабочий финальный вариант NEX-7.., а NEX-5n для меня лично все тот же аппарат семейства NEX, эргономика которого мне до появления NEX-7 представлялась совершенно непонятной. Однако нужно было проверить новые алгоритмы видео в камерах SONY , и ради этого я взял в руки NEX-5n, а с помощью него были оттестированы и другие новинки
Внешне это все тот же NEX 5-й линейки, особых изменений не видно. Не самый удобный хват, не очень понятная развесовка с объективами даже среднего размера. На мой взгляд, совершенно неудобные «мыльничные» элементы управления:
В принципе ничем с виду не отличаются они и сзади:
Но вот тут возникает первое усовершенствование (а их в NEX-5n немало, не глядите на мое субъективное ворчание, тем кому нравятся прежние решения в линейке NEX – эта камера очень неплохой щаг вперед). Появилась опциональная зона тачскрина на экране и некоторые функции тача по всему экрану. Вы можете включить или выключить ее по желанию. Интересно, что у NEX-7 решили такую опцию не делать. Выглядит это так:
Пиктограммы на черной зоне экрана в правой его части активны, и в этой зоне можно полноценно использовать тач-интерфейс. Меня заинтересовало это решение, ибо оно позволяет изменить способ управления традиционными камерами линейки NEX, который в оригинале для меня совершенно непонятен и неудобен. Кроме непосредственно управляющей зоны — частично активен весь экран. Это частично удобно для навигации по меню, это интересно для выбора объекта фокусировки прикосновением к нужной зоне на экране. Можно вроде как листать снимки и увеличивать.
На деле решение оказалось наполовину удобным. Прежде всего потому что оно и есть половинчатое. На мой взгляд, есть смысл сделать полноценно тач-областью весь экран, вот тогда удобство работы поднимется просто на порядок. Ограниченная же зона для тача, и некоторые частично работающие жесты на основной части экрана.. при некотором привыкании может дать плюсы в использовании, но не кардинально меняет работу с камерой. Неудобно пролистывать подпункты меню - это приходится делать колесом, при том что выбор основных пунктов тачем удобен. Меню все так же тотально нелогично. Я сделал крупными значки настроек съемки и думал, что смогу прикосновением к значению на экране менять его — увы, нет. В любом случае это интересное нововведение ! Прекрасно, что оно отключаемое, и странно, что тач не сделан опциональным и для NEX-7 (очевидно там акцент сделан на новую механическую систему управления Tri-Navi).
Конструкция откидного экрана.
Итого в плане эргономики для меня лично NEX-5n так и остался непонятной игрушкой, с которой я с трудом и изрядной долей неприязни возился только ради тестирования новых аксессуаров в расчете на их дальнейшее использование с NEX-7. Однако это мое субъективное восприятие, в то же время, судя по спросу, немало людей хорошо относятся к этой эргономике, камеры востребованы. Для них будет интересным нововведение в интерфейсе в виде тачскрина, тем более оно опционально и не навязывается SONY, ну и конечно новая для семейства NEX CMOS матрица 16 Мп с кропом 1.5, которую мы знаем по SLT-A55 и A580. Матрица отличная, до выхода новой 24 Мп (а теперь до ее окончательной оценки) я считаю, что лучшая среди кропнутых матриц. На NEX-5n она совершенно очевидно будет как минимум не хуже, чем на А580, в и вероятно даже немного лучше, чем на SLT-A55 из-за отсутствия полупрозрачного зеркала. А еще при присоединении нового переходника LA-EA2 и использовании с ним объективов под байонет А (причем поддерживаются как моторные, так и старые «отверточные» объективы) мы получаем не только полноценный фазовый автофокус, но и программную подстройку автофокуса под 30 разных объективов, которая есть только в старших DSLR камерах !
Также появился аксессуар в виде электронного видоискателя FDA-EV1S, аналогичный по качеству встроенному в новых SLT-A65 и SLT-A77, а также NEX-7.
Все это вместе позволяет, пусть и методом некого "трансформера", при желании получить из NEX-5n очень функциональную игрушку.
Кроме того полностью переработан функционал видеосъемки и видеокодеки. При использовании объективов под байонет Е с автофокусом теперь можно изменять любые съемочные параметры. Ну и конечно теперь мы имеем полноценное видео 1080р 50 кадров в секунду, а не странное преобразование 25р в 50i, что имели раньше.
Примеры всех режимов видео новой камеры приведены ниже. Ролики прямо из камеры, ролики чисто технические:
NEX-5n с новым переходником и объектив 50/1.8 DT под байонет А, 50i 24М (52 Mb)
NEX-5n с новым переходником и объектив 50/1.8 DT под байонет А, 50i 17М (37 Mb) NEX-5n с новым переходником и объектив 50/1.8 DT под байонет А, 50p 28М (59 Mb) NEX-5n с новым переходником и объектив 50/1.8 DT под байонет А, 25p 24М (49 Mb) NEX-5n с новым переходником и объектив 50/1.8 DT под байонет А, 25p 17М (42Mb) NEX-5n с новым переходником и объектив 50/1.8 DT под байонет А, 50p 28М с включенной опцией шумоподавления (117 Mb) Быстро едущий объект в 50р (36 Mb) Я думаю, что разница очевидна. Сам я не очень увлекаюсь видеосъемкой, ибо фотография как таковая для меня первична. Но картинка в 50р и максимальном качестве, как видно очень хорошо детализирована, при этом имеет отличную плавность. Несомненно, видеорежим в NEX-5n стал и более качественным и заметно более функциональным. Не берусь оценить точно, но предполагаю, что это один из лучших вариантов реализации в текущем периоде.
Уже по приезду с анонса новинок на мероприятии для сони-минолта клуба я поснимал немного NEX-5n с традиционными для этой серии объективами — КИТом SEL-18-55 и "блинчиком" SEL-16F28. Основными целями было понять как эти объективы отрабатывают в паре с новой для серии NEX матрицей (SONY уверяет, что это вообще новая матрица, но мы то понимаем, что это некоторая переработка матрицы от SLT-A55 и A580), и есть ли смысл в "блинчике" 16 f2.8 при наличии КИТа 18-55. Погода была весьма пасмурная, поэтому на этих снимков ярких цветов не ждите, солнечная Греция будет в примерах ниже :).
SONY NEX-5n, SONY E 18-55 3.5-5.6 OSS (SEL-1855), 29 mm, f8, iso200, 1\125
Полноразмерный jpeg (6.3 Mb) <DSC00034.jpg>
RAW файл (16.2 Mb) <DSC00034.ARW>
SONY NEX-5n, SONY E 18-55 3.5-5.6 OSS (SEL-1855), 29 mm, f8, iso200, 1\125, 100% кроп с центральной части кадра
Как видно, запас у КИТа есть вполне нормальный, и по центру на фокусном расстоянии в районе 29 мм, что как раз примерно середина диапазона, мы наблюдаем очень приличное разрешение.
Посмотрим как дело обстоит по углам, обычно КИТовые линзы проявляют себя с худшей стороны именно там.
SONY NEX-5n, SONY E 18-55 3.5-5.6 OSS (SEL-1855), 29 mm, f8, iso200, 1\125, 100% кроп с периферической части кадра
Надо сказать — очень даже неплохо. Ни каких-либо значимых ХА, ни существенного падения разрешения. Конечно, некоторое падение разрешения есть, но и на линзах более высокого уровня увидеть такую периферию кадра было бы вполне "пристойно". Видимо все-таки и правда короткий рабочий отрезок камер с байонетом Е позволяет сделать более просто равномерное разрешение по полю кадра. Ну и как видно КИТ 18-55 полностью пригоден к использованию на данной камере.
Хочу привести еще один кроп, с центральной части кадра, но там где мы видим не архитектуру, а неартифициальные мелкие детали — листья и пр. Обычно такие детали более чувствительны к разрешению, а кроме того на них видно лучше дает ли линза объем.
SONY NEX-5n, SONY E 18-55 3.5-5.6 OSS (SEL-1855), 29 mm, f8, iso200, 1\125, 100% кроп с центральной части кадра
Мне нравится на этом кропе сочетание проработки мелких деталей с реально "зеркалочным" объемом. Такую картинку можно "шарпить", то есть применять к ней алгоритмы повышения контурной резкости еще очень много, если кто-то хочет получить "звенящие детали", при этом она будет сохранять "живость". Именно в этом главное отличие картинок с больших "зеркалочных" матриц от маленьких "мыльничных" на низких значения исо. "Живая" структура картинки. Надо отдать должное и новой имплементации в NEX удачной 16 Мп матрицы SONY, и очень хорошей работе КИТовой линзы с ней.
Но это 29 мм — середина диапазона зума 18-55, как правило наиболее благоприятная зона. А что на краях диапазона ?
Мы знаем, что в системе NEX есть пока что единственный "блинчик", то есть предельно компактный объектив с фиксированным фокусным расстоянием — 16 f2.8, который дает более широкий угол, чем КИТ-овый объектив в своем широкоугольном положении. Отзывы по "блинчику" не особо восторженные. Пользователи ждут более высокого качества от объектива с фиксированным фокусным расстоянием, и более серьезной разницы с зумом. Однако у нас новая матрица, и возможно на ней "блинчик" станет более востребованным.
Также интересна область применения, поэтому для начала приведу кадр с 16 мм "блинчика" и 18 мм положения зума у 18-55, где один сюжет снят с одной и той же точки — чтобы было видно что именно дают 16 мм в сравнении с 18 мм:
SONY NEX-5n, SONY E 16 f2.8 (SEL-16F28), f8, iso200, 1\160
SONY NEX-5n, SONY E 18-55 3.5-5.6 OSS (SEL-1855), 18 mm, f8, iso200, 1\100
Как видно, разница достаточно серьезная. И в общем-то речь идет в норме о разных сюжетах. Кадр я подбирал для 16 мм объектива, а потом с той же точки поменял его на 18-55 с 18 мм, и на мой взгляд видно, что в норме для съемки на 18 мм нужно было бы искать другой ракурс. Заметьте, кстати и разницу с экспозамером — на 16 мм "блинчике" камера неизменно выставляла более короткие выдержки при равной светосиле и фактически картинки получались темнее. В данном случае кадры "подровнены" по экспозиции при конвертации, но некоторая разница все равно осталась.
Посмотрим не совсем корректное, но на мой взгляд интересное практическое сравнение — а что с разрешением на этих сюжетах у двух объективов. Мы будем сравнивать 16 и 18 мм в 100% масштабе, поэтому очевидно, что детали будут отличаться размером. Но мне думается, что это все равно познавательно. Сравнение на наиболее востребованной "вилке" диафрагм для пейзажной съемки — f5.6 и F8:
Вот кропы с центральной части кадра:
На мой взгляд, разницы в разрешении на f8 по центру между ними нет. Я бы сказал также, что оба чуть резче на f5.6. Видимо на этой матрице пик резкости у них приходится где-то в районе f7. Если внимательно вглядываться, то все же видно на f5.6 некоторое преимущество 16 мм "блинчика". Я бы не назвал его определяющим.
Посмотрим углы левой части кадра:
У обоих стекол есть умеренное падение разрешения к периферии. У 18—55 это падение немного более выраженное, и несколько выше уровень ХА. Впрочем нельзя назвать его каким-то уж особо большим. Также заметно, то геометрия у "блинчика" поровнее.
Поскольку разное качество периферии кадра на левой и правой стороне — нередкий дефект массовых широкоугольных объективов, то рассмотрим аналогичное сравнение и на углах правой стороны кадра:
Ну вот здесь заметнее, что у КИТа более выраженные ХА и немного хуже разрешение на периферии. Впрочем, для КИТового зума в широкоугольном положении — очень пристойный результат. У "блинчика", как нет роста разрешения и на периферии кадра от f5.6 к f8, очевидно он уже упирается в дифракцию.
Таким образом, мы имеем разное применение для этих объективов — 16 мм на кропнутой матрице дает заметно более широкий угол, при этом меньше геометрических искажений и ровнее резкость по полю кадра. На мой вкус, найти сюжетов для "блинчика" сложнее, нужно изначально настраиваться на съемку годных для 24 мм ЭФР сюжетов, они не всегда есть в изобилии. Несколько разнообразить их могли бы интересные свойства объектива на открытых диафрагмах, все же мы имеем фикс с f2.8.
Посмотрим на том же сюжете объектив на своей открытой диафрагме — f2.8.
SONY NEX-5n, SONY E 16 f2.8 (SEL-16F28), f2.8, iso200, 1\1000, 100% кроп с центральной части кадра
Как видно, объектив очень неплох по центру на своей полностью открытой.
Но что с углами:
SONY NEX-5n, SONY E 16 f2.8 (SEL-16F28), f2.8, iso200, 1\1000, 100% кроп с периферической части кадра
По углам вполне ожидаемое существенное падение разрешения. Но на самом деле проблема не в этом, а в том, что мы увидим в средней части кадра, то есть между центром и откровенной периферией, по сути это основная часть кадра:
SONY NEX-5n, SONY E 16 f2.8 (SEL-16F28), f2.8, iso200, 1\1000, 100% кроп со средней части кадра
Увы, кадр по сути выглядит мыльным за исключением самого центра. Примерно та же картина выходит и на f4. При этом какого-то рисунка, особого объема, ожидаемого от фикса, объектив нет дает на этих диафрагмах.
Резюмируя — "блинчик" годен для специфичных сюжетов под широкий угол, съемку оптимально вести на f5.6-7. Ждать от него какого-то особого преимущества перед КИТом 18-55 не стоит, его нет. Чуть лучше периферия кадра (только на прикрытых значениях диафрагмы), немного лучше геометрия. При этом в универсальности есть серьезная потеря, но в компактности конечно "блинчик" выигрывает, что для NEX актуально. Его можно использовать как "прогулочный" объектив для узких улочек и пейзажных сюжетов, но заранее либо предполагая, что людей снимать не придется, либо взяв второй объектив, что убивает идею комактности. Матрицу NEX-5n "блинчик" на f5.6-7 очень хорошо разрешает.
А что дает КИТ 18-55 на околооткрытых на новой матрице ? Ведь мы привыкли, что КИТы плохи по углам (но это не так на прикрытых значениях диафрагмы для SEL-1855, и это хорошо), и откровенно "мыльны" на открытых и около.
Тот же тестовый сюжет на f4.5:
SONY NEX-5n, SONY E 18-55 3.5-5.6 OSS (SEL-1855), 18 mm, f4.5, iso200, 1\320, 100% кроп с центральной части кадра
А весьма недурно, надо сказать ! Я бы сказал, что это очень даже приличная резкость для КИТа в широкоугольном положении на f4.5
А что по углам ?
SONY NEX-5n, SONY E 18-55 3.5-5.6 OSS (SEL-1855), 18 mm, f4.5, iso200, 1\320, 100% кроп с периферической части кадра
Ожидаемое падение резкости. Впрочем, мы видели на примере "блинчика", что падение разрешения особенно критично в средней части кадра, ибо сильнее всего влияет на его восприятие целиком, проверим как с этим.
SONY NEX-5n, SONY E 18-55 3.5-5.6 OSS (SEL-1855), 18 mm, f4.5, iso200, 1\320, 100% кроп со средней части кадра
В сравнении с центром падение разрешения есть, но оно не такое заметное как на своей открытой (и на f4 на самом деле тоже) у "блинчика". В целом кадр выглядит резче.
Итого — 18-55 выглядит достаточно интересным универсальным стеклом на NEX-5n, и новая матрица его "не испугала".
Для желающих самостоятельно покрутить полноразмеры и RAW вот полный набор от этого теста:
16_f2_8.jpg 16_f5_6.jpg 16_f8.jpg 18_f4_5.jpg 18_f5_6.jpg 18_f8.jpg
16_f2_8.ARW 16_f5_6.ARW 16_f8.ARW 18_f4_5.ARW 18_f5_6.ARW 18_f8.ARW
В заключение посмотрим как ведет себя КИТ 18-55 на новой матрице на открытой и длинном конце зума.
SONY NEX-5n, SONY E 18-55 3.5-5.6 OSS (SEL-1855), 55 mm, f5.6, iso200, 1\100
Полноразмерный джпег (5.4 Mb) <DSC00030.jpg>
RAW файл (15.9 Mb) <DSC00030.ARW>
На удивление для КИТового объектива мы видим хороший объем, вполне приличный для зума рисунок.
SONY NEX-5n, SONY E 18-55 3.5-5.6 OSS (SEL-1855), 55 mm, f5.6, iso200, 1\100, 100% кроп с зоны фокуса
SONY NEX-5n, SONY E 18-55 3.5-5.6 OSS (SEL-1855), 55 mm, f5.6, iso200, 1\100, 100% кроп с зоны боке
Резюмируя по КИТу 18-55 — странным образом это редкий пример КИТового стекла, которое дает очень приличное качество картинки, хорошо работает с новой матрицей NEX-5n, и позволяет получить качественный универсальный зум с оптической стабилизацией.
Причем эта универсальность настоящая, а не как у большинства размашистых стекол навроде формулы зума 18-250, где мы не имеем на деле универсальность в "некачестве" :).
В случае SONY E 18-55 3.5-5.6 OSS (SEL-1855) это на самом деле универсальность во вполне качественной картинке. Понятно, что со своими изъянами, но с ролью штатника он очень хорошо справляется.
В целом камера эта, как я уже сказал, мне была в основном интересна для тестов новых объективов и аксессуаров. Посмотрим на один из них, думаю не только меня он интересовал больше всего:
4. Объектив Carl Zeiss Sonnar T* E 24 мм f1,8 ZA
Итак, вот он долгожданный компактный широкоугольный объектив в линейке NEX, который при этом относится к линейке Carl Zeiss и имеет отличную светосилу.
Объектив весьма «крепко сбит», приятная металлическая конструкция без излишеств. Размер – хорош. Конечно это не «блинчик» 16/2.8, но давайте скажем прямо – оптическое качество того «блинчика» весьма неоднозначно. От объектива же под маркой Carl Zeiss мы можем ждать совсем другого уровня качества, и ожидаемо, что он будет больше размером.
SONY NEX-5n, Carl Zeiss Sonnar T* E 24/1,8 ZA, f5.6, iso 100, 1\800
Полноразмерный jpeg (7 мб) <DSC01500.jpg>
RAW файл (16,4 Mb) <DSC01500.ARW>
SONY NEX-5n, Carl Zeiss Sonnar T* E 24/1,8 ZA, f5.6, iso 100, 1\800, 100% кроп с зоны фокуса
В зоне фокуса отменная резкость, кроме того я бы отметил в целом по картинке очень хороший цвет и контраст. Однако проблемы у широкоугольных объективов обычно ищутся по углам картинки. И они там все же есть..
SONY NEX-5n, Carl Zeiss Sonnar T* E 24/1,8 ZA, f5.6, iso 100, 1\800, 100% кроп с периферии кадра
Падение разрешения к углам хотя и не катастрофическое, но вполне-таки заметное. Интересно, возможно этот объектив сделан некоторым компромиссом между разрешением по полю кадра и рисунком (ведь и оптическая схема Зоннара для ширика не так уж традиционна). Посмотрим что с рисунком.
SONY NEX-5n, Carl Zeiss Sonnar T* E 24/1,8 ZA, f1.8, iso100, 1\4000
Полноразмерный jpeg (3,8 Mb) <DSC01496.jpg>
RAW файл (15,9 Mb) <DSC01496.ARW>
А резкость на открытой и рисунок в зоне нерезкости хорош ! Рискну сказать – это породистый рисунок, именно такой я жду обычно от линз Цейсса, но увидеть его на широкоугольном объективе с фокусным 24 мм – это приятная неожиданность.
SONY NEX-5n, Carl Zeiss Sonnar T* E 24/1,8 ZA, f1.8, iso100, 1\4000, 100% кроп с зоны фокус с переходом в нерезкость
Очень прилично отрабатывается не только дальний фон, но и передние и задние переходы в нерезкость. Объектив начинает мне все больше нравиться ! Ведь на кропнутой матрице с фактором 1.5, что мы имеем в Нексах, он получает эффективное фокусное расстояние 36 мм, то есть становится по сути штатным объективом с уклоном в широкоугольность (в пленочное время использовались в качестве единственного штатного объективы как и 50 мм – чаще, так и 35 мм, хотя и реже). Поэтому от него хочется ожидать баланса резкости и рисунка. Однако вопрос с резкостью в дальнем поле и особенно с ее равномерностью по полю кадра все равно весьма актуален, посмотрим еще на пейзажные тестовые кадры:
SONY NEX-5n, Carl Zeiss Sonnar T* E 24/1,8 ZA, f8, iso100, 1\500
Полноразмерный jpeg (6,6 Mb) <DSC01492.jpg>
RAW файл (16,3 Mb) <DSC01492.ARW>
Посмотрим 100% кропы:
SONY NEX-5n, Carl Zeiss Sonnar T* E 24/1,8 ZA, f8, iso100, 1\500, 100% кроп с центральной зоны кадра
Ну.. в дальнем поле объектив хорош, но на мой вкус мягковат. Конечно, это препродакшн экземпляр, это неизвестный по качеству юстировки экземпляр NEX-5n, а съемка в дальнем поле, как ни странно бывает иногда это при первом столкновении с этим фактом, очень чувствительна к качеству юстировки. Кроме того это начальная поддержка в конверторе С1 (а альтернатива в лице родного и вовсе ужасна). Возможно с этого объектива можно будет получить и более «звенящие» примеры в дальнем поле. Пока у меня складывается впечатление, что он все же будет похож по оптическим свойствам на известный нам Minolta 24/2.8, но с лучшей резкостью, лучшей ситуацией по ХА углах кадра и лучшим рисунком. А похожесть — в идеологии картинки, то есть ширик с отличным цветом и контрастом, неожиданно хорошим рисунком, очень приличной резкостью с открытой в ближнем и среднем поле, и относительно мягковатый в дальнем. Рассмотрим подробнее рисунок, попробовав поставить объектив в более сложные условия при разных соотношениях расстояния до объекта, ближнего и дальнего фона.
SONY NEX-5n, Carl Zeiss Sonnar T* E 24/1,8 ZA, f1.8, iso100, 1\4000
Полноразмерный jpeg (4,3 Mb) <DSC01497.jpg>
RAW файл (16 Mb) <DSC01497.ARW>
SONY NEX-5n, Carl Zeiss Sonnar T* E 24/1,8 ZA, f1.8, iso100, 1\4000, 100% кроп зоны фокуса с захватом перехода в нерезкость
Отличная резкость в ближнем поле прямо с открытой, достаточно аккуратно отрабатываются переходы в нерезкость.
SONY NEX-5n, Carl Zeiss Sonnar T* E 24/1,8 ZA, f1.8, iso100, 1\4000, 100% кроп с зоны боке
Для ширика на мой вкус очень приличное боке. Конечно, есть некоторые намеки на поддваивание, что неизбежно при использовании широкоугольных объективов в сюжетах с размытием фона на открытой диафрагме. Но надо отметить, что рисунок все же очень благородный. Да, ширику никогда не стать портретным объективом по рисунку, и не стоит ждать от него таких же красот в боке. Но иногда удаются вот такие достаточно универсальные объективы, которые позволяют без особого страха использовать сюжеты с открытыми диафрагмами и размытым фоном. Посмотрим еще:
SONY NEX-5n, Carl Zeiss Sonnar T* E 24/1,8 ZA, f2, iso100, 1\4000
Полноразмерный jpeg (4,2 Mb) <DSC01491.jpg>
RAW файл (16 Mb) <DSC01491.ARW>
На общем плане заметно, что объектив дает виньетирование на открытой диафрагме, это ожидаемо.
SONY NEX-5n, Carl Zeiss Sonnar T* E 24/1,8 ZA, f2, iso100, 1\4000, 100% кроп с демонстрацией переходов в нерезкость
Условия более сложные – объект покрупнее, расстояние до него больше, фон с элементами, провоцирующими «пестрение» в боке – и мы видим некоторые результаты этих провокаций. Но в целом я оцениваю как очень прилично для широкоугольного объектива. В заключение еще один пейзажный кадр на прикрытой:
SONY NEX-5n, Carl Zeiss Sonnar T* E 24/1,8 ZA, f8, iso100, 1\400
Полноразмерный jpeg (6,5 Mb) <DSC01495.jpg>
RAW файл (16,2 Mb) <DSC01495.ARW>
В целом мне понравилась работа этот объектива. Компактный, крепко сбитый, с отличным цветом и контрастом, очень приличным для широкоугольного объектива рисунком, отличной резкостью с открытых значений диафрагмы в ближнем и среднем поле и приемлимой в дальнем поле. Окончательные выводы о резкости в дальнем поле и равномерности резкости по полю кадра, думается, надо делать на основании изучения релизных экземпляров с тщательным контролем фокуса, что надеюсь, будет возможно уже в ближайшее время. Пока что это «пристрелочный» тест. Я очень хочу оттестировать финальные экземпляры SONY NEX-7 и Carl Zeiss Sonnar T* E 24 мм f1,8 ZA в паре, и очень вероятно, что такую пару я захочу использовать в постоянной фотопрактике. Не судите строго резкость в дальнем поле у этого объектива по приведенным сэмплам. Он по все видимости является "родственником" нового автофокусного Цейсса 24/2 для баойнета А. По крайней мере рисунок так же хорош, и видимо близка будет некоторая капризность в работе в дальнем поле, к объективу нужно приноровиться. Примерная стоимость объектива на старте продаж в России ожидается в районе 44 тыс. рублей. Думаю, это понятная цена за объектив от Carl Zeiss. 5. Переходник LA-EA2
Неожиданная «железка». Настолько неожиданная, что поначалу я даже не понял, что это и зачем оно. Ну очередной переходник под Нексы.. Немаленький… Мне вообще непонятна идея якобы компактной системы камер, под которую делаются «лошадиного» размера зумы, и до выхода новых фиксов единственным реально компактным объективом был невнятный по оптическому качеству «блинчик» 16/2.8. А громоздкие переходники под байонет А.. на объективы, что еще больше размером, да и с кучей ограничений. Однако данный переходник оказался не только чудом техники, но и на мой взгляд воплощением идеи, кардинально меняющей восприятие и серии NEX, и вообще соотношения зеркальных и незеркальных камер. Вот это чудо:
Насчет размеров сразу скажу так – NEX-5n с переходником LA-EA2 и объективом 50/1.8 под байонет А не особо отличается по размеру и весу от NEX-5n с новым родным 50/1.8 под байонет E. И это здорово. При этом разница даже с самой компактной SLT-A55 вполне заметна – конструкция NEX легче и компактнее. Переходник содержит в себе полноценный зеркальный блок SLT камеры с полупрозрачным зеркалом, «отвертку» для немоторных объективов и модуль фазового автофокуса ! При этом имеется возможность программной коррекции автофокуса с памятью под 30 разных объективов. Представители SONY говорят о том, что в переходнике использованы серийные комплектующие от камер линейки SLT. На мой взгляд, идея просто гениальная. Давайте вспомним – а зачем нам собственно нужно зеркало в DSLR ? Ведь ни для чего более как для работы автофокуса по методу фазовой детекции, который, несмотря на все якобы апгрейды методов контрастной детекции по основной матрице, выигрывает в разы по скорости в условиях освещения, отличного от идеального. По большому счету «зеркалки» покупаются из-за большой физически матрицы, которая позволяет получить лучшую чувствительность к свету и возможность гибкого управления ГРИП (глубиной резкости изображаемого пространства) и из-за автофокуса по методу фазовой детекции, который позволяет уверенно и быстро фокусироваться в любых световых условиях. Чем ближе условия освещения к идеальным, тем меньше разницы между «зеркалкой» и «мыльницей». Но в жизни как раз чаще приходится фотографировать не в идеальных условиях. Потому «зеркалки» завоевывают все больше популярность. А что если «отпилить» от зеркалки сам модуль, который за счет использования полупрозрачного зеркала стал еще и компактнее и при необходимости присоединять его к «мыльнице» в которой большая матрица и так уже установлена ? Ведь условия съемки обычно меняются не внезапно. Снимаем при ярком свете – используем обычный автофокус по методу контрастной детекции с объективами под байонет Е. Планируем снимать в сложных световых условиях или быстродвижущиеся объекты – переходник LA-EA2 и компактные фиксы новой линейки под байонет А. Получаем всю ту же компактную камеру формата «мыльницы», но с возможностями «зеркалки». Мне очень понравился этот аксессуар. И даже цена уже на так важна, востребованность его, на мой взгляд, совершенно очевидна.
Переходник ожидается по предварительной цене 14 тысяч рублей.
На момент выхода очевидно он будет иметь совместимость с NEX-5n и NEX-7, но это чисто программный вопрос. После соответсвующего апдейта прошивок его будет можно использовать и с более ранними камерами серии NEX.
Есть пока что один замеченый баг — переходник не работает при установленной в камере функции "съемка без объектива", что не дает использовать его с нечипованными неавтофокусными объективами. Думаю, это тоже программный вопрос, и он будет решен апдейтом прошивки самого переходника.
Остается лишь одна проблема.. В сравнении с «зеркалкой» мы вынуждены визироваться только по экрану на NEX-5n (на NEX-7 есть видоискатель), что в условиях яркого солнца, скажем – не особо то комфортно. Ну и кроме того, многие, я в том числе, просто не привыкли к формированию кадра по экрану, и даже при наличии такой возможности делают это через видоискатель, тем более современные электронные видоискатели от новых камер А65 и А77 практически совмещают в себе «живость» картинки оптического видоискателя и функциональность электронного.
И эта проблема оказывается тоже учтена и решена !
6. Видоискатель FDA-EV1S
Такой вот аксессуар. Вставляется в новый разъем, что есть у NEX-5n. К сожалению более ранние камеры NEX имеют другой формат разъема. Выглядит вместе с камерой вот так:
Если с той стороны куда собственно будет прикладываться глаз то вот так:
По ощущениям весьма похоже на визирование на новых зеркалках. При этом имеется поворотный механизм, заметно расширяющий сценарии использования:
В общем, аксессуар очень логичный, на мой взгляд, востребованный, и им просто начинаешь пользоваться сходу. А вот с помощью NEX-5n и упомянутых аксессуаров стал возможен следующий тест:
7. Объектив Sony E 50 f1.8 OSS (SEL-50F18), сравнение с объективом SONY 50 f1.8 DT под байонет А (SAL-50F18)
Вот он, новый «полтинник» под NEX:
Объектив довольно компактен, исполнен традиционно для объективов линейки NEX – «в металле». Конечно, сразу возникает вопрос – это клон 50/1.8, только сделанный под байонет Е, или совсем другой объектив ? Оптическая схема содержит совершенно разное количество групп\элементов , кроме того у объектива под байонет E короче рабочий отрезок и есть оптический стабилизатор. В общем, больше похоже, что мы имеем дело с двумя разными объективами. При этом SAL-50F18 установлен через переходник LA-EA2 с полупрозрачным зеркалом, на котором теоретически есть некоторые потери. Кстати, интересная идея, которую просто некогда было реализовать во время полевого теста, но надеюсь совсем вскоре ее реализовать – ведь теперь имея два переходника с зеркалом и без зеркала, можно поставить на NEX один и тот же объектив под байонет А и оценить реально и точно все эффекты от полупрозрачного зеркала. Ну это позже. А пока сравнение между двумя 50/1.8.
SONY NEX-5n, SONY E 50/1.8 (SEL-50f18), f8, iso100, 1\400
Посмотрим 100% кропы с центра кадра в дальнем поле:
На f2.5 небольшая разница в пользу объектива под байонет А, впрочем она почти незаметная. При зажатии диафрагмы до f5.6 быстрее набирает резкость объектив под байонет Е, и у него есть некоторое преимущество. На диафрагме f8 объективы совершенно идентичны по разрешению по центру кадра в дальнем поле. Возможно, у объектива под байонет Е совсем чут выше контраст (но это очевидно разница в наличии и отсутствии зеркала). Возьмем еще серию сравнительных кропов с объекта в ближнем поле достаточно близко к центру с этого же кадра:
На этом сравнении, пожалуй, на всех диафрагмах объектив под байонет Е дает чуть лучше разрешение и контраст. Но вообще говоря, результаты опять отличаются минимально, и вполне возможно только на разницу в наличии\отсутствии зеркала. Посмотрим периферию кадра:
Разницы между объективами нет. На f2.5 оба объектива дают заметное падение разрешения на периферии, на f5.6 и f8 оба показывают отличную равномерность разрешения. Итак, по разрешению 50/1.8 под байонет Е и байонет А если не идентичны, то максимально близки. Кроме того, даже из этих примеров видно, что никаких ужасов от полупрозрачного зеркала, которые иногда расписывают впечатлительные люди – нет. Конечно, теперь есть точный механизм сравнения, и оно будет сделано, но уже и по этому видно, что страхи очень сильно преувеличены.
Оригиналы файлов из сравнения:
Sony50_A_f2_5.jpg Sony50_A_f5_6.jpg Sony50_A_f8.jpg Sony50_E_f2_5.jpg Sony50_E_f8.jpg
Sony50_A_f2_5.ARW Sony50_A_f5_6.ARW Sony50_A_f8.ARW Sony50_E_f2_5.ARW Sony50_E_f5_6.ARW Sony50_E_f8.ARW
У меня не было времени сравнить подробно рисунок этих объективов, но сделанные навскидку кадры показали, что характер рисунка предельно похож.
SONY NEX-5n, SONY E 50/1.8 (SEL-50f18), f1.8, iso100, 1\1250
Поэтому не думаю, что я вернусь к этому сравнению подробно – нет смысла. Итого – 50/1.8 под байонет Е вышел хорошим качественным объективом. Оптические свойства его схожи с таковым под байонет А, несмотря на очевидную разницу в оптической схеме. Использовать тот или другой – вопрос больше какой у вас уже есть, и какой автофокус предпочтителен. В рамках системы NEX, если оставить в стороне вообще использование А объективов через переходник – это оптически очень хороший достаточно компактный объектив, который расширяет линейку объективов под байонет Е, и делает ее более полноценной.
Ожидаемая стоимость объектива на старте продаж в России — порядка 14 тыс. рублей. Мне представляется эта цена несколько завышенной, хотя 50/1.8 А через переходник выйдет дороже. В пользу нового 50/1.8 под байонет Е говорит заметно более "взрослый" конструктив. С другой стороны оптически они практически схожи. Я бы предположил адекватной все же цену около 10 тыс рублей.
8. Итоги, выводы
Как я писал в течение теста – мое изначальное отношение к линейке NEX мягко говоря прохладное. Я не понимаю зачем была нужна компактная, с неудобным «мыльничным» управлением, линейка камер при полном отсутствии качественных компактных объективов под нее. При этом качество видео тоже было весьма относительно, равно как и функционал видеосъемки. Единственные два понятных для меня сценария использования изначальной линейки NEX – для энтузиастов возни со старой, прежде всего дальномерной оптикой (короткий рабочий отрезок и куча переходников позволяет ставить на камеру почти что угодно), и для новичков в качественном фото, которым упорно хочется иметь в руках нечто похожее на привычную мыльницу, пусть и реально в размерах вместе с объективами уже совсем некомпактную и по большому счету неудобную, выглядящую даже откровенно гротескно в случае таких монстров как 18-200. Между тем, даже в изначальном варианте система пользовалась очень хорошим спросом. Значит и эти два варианта сценариев использования весьма востребованы, и возможно я не вижу еще какие-то. Апгрейд системы NEX 2011 года, на мой взгляд, кардинально меняет ее восприятие. Теперь есть компактная качественная оптика (еще не вся линейка, но уже явные экземпляры), есть реально качественное и функциональное видео, есть возможность полноценно использовать весь парк объективов под байонет А, причем при желании вообще превратив функционал новых NEX в аналогичный зеркальным аппаратам при все еще компактном размере ! При этом арсенал полноценной качественной автофокусной компактной оптики сразу резко расширяется. Скажем, представьте старую Минолту 24-50/4 на NEX с новым переходником LA-EA2 – вот вам и предельно компактный вполне качественный автофокусный зум. Все же надо признать, снимать без автофокуса после того как появилась возможность его использовать – чаще всего дает результат только хуже. Ну и для меня лично главное – есть камера в линейке NEX, это новый ее флагман – SONY NEX-7, которая содержит в себе старшую матрицу под кроп 24 Мп и при этом кардинально другое, намного удобнее и привычнее, управление, чем младшие камеры линейки. С нетерпением жду возможности ее подробного полноценного теста. А данный тест, надеюсь, дал первичное представление о том куда движется линейка SONY NEX, и некоторых особенностях новинок.
P.S. Для анонсов новых тестов, изменений в них, и сообщений формата новостей, я завел аккаунт на ЖЖ. Не знаю пока насколько он приживется, но можно следить по нему за анонсами тестов:
@ Миротворцев Роман ака RulerM, сентябрь 2011 г.