Итак, 15-й студийный альбом Pink Floyd, со времени выхода 14-го прошло 20 лет, да и тот воспринимался уже как «финальный». При таких вводных зачастую оказывается, что слушать нечего и незачем, чисто коммерческая тема вытягивания денег из былых фанатов. Но.. это не тот случай.
Для понимания фона этой рецензии поясню, что я слушаю много разной музыки, но 90% это 3 стиля — металл, прогрессив/арт-рок и джаз. Я не являюсь фанатом Pink Floyd, они не изменили мое мировосприятие, да и не могли этого сделать — я родился в 1976 году, когда уже многие классические альбомы были изданы, а мое сознательное восприятие музыки началось того, когда Pink Floyd уже по сути рассыпался на сольные проекты. Однако тот стиль, к возникновению которого они, несомненно причастны — прогрессив/арт-рок, мне близок. Так как я «вошел» в него в 90-е годы, то для меня аутентичными являются скорее те группы, что люди постарше сочтут подражателями «классиков» стиля — например, Flower Kings, Dream Theater, и современные группы — например, Pendgragon, RPWL и пр. От самого Pink Floyd я люблю альбомы Wish You Where Here и Dark Side Of The Moon, ну и пару тем из «Стенки», а также весьма положительно отношусь к Division Bell. Можно счесть это поверхностным взглядом на их творчество ). Я и сам бы так счел, если бы кто-нибудь в металле, на котором я вырос во многом, сказал, что, например, Dragonforce интереснее, чем Helloween или Iron Maiden, у которых мол есть по паре альбомов «ничего так» )). Зато мое мнение по новому альбому Pink Floyd не заподозрить в заведомом фанатизме ).
18 трэков, общая продолжительность 1:05:10
01. Things Left Unsaid (4:28)
02. It’s What We Do (6:18)
03. Ebb and Flow (1:52)
04. Sum (4:49)
05. Skins (2:38)
06. Unsung (1:07)
07. Anisina (3:21)
08. The Lost Art of Conversation (1:43)
09. On Noodle Street (1:42)
10. Night Light (1:42)
11. Allons-y (1) (1:56)
12. Autumn ’68 (1:36)
13. Allons-y (2) (1:35)
14. Talking Hawking (3:26)
15. Calling (3:38)
16. Eyes to Pearls (1:51)
17. Surfacing (2:48)
18. Louder Than Words (6:35)
Альбом практически полностью инструментальный. Есть ближе к концу сэмплированный вокал на одной из композиций, и на последней — немного чистого вокала. Нередко инструментальные рок-альбомы бывают скучны. Все же изначально эта музыка предполагает вокальную составляющую, и сделать интересный материал на целый альбом инструментальной музыки весьма непросто. Но Endless River — это редкий случай, когда все получилось интересно, альбом слушается на одном дыхании, не отпускает внимание, дает разнообразие мелодий и аранжировок, при этом не выделяясь явно какими-то хитовыми акцентами внутри, а будучи ровным.
В музыкальных темах и общей стилистике есть явные реминесценции c Division Bell, что и понятно. Ведь Endless River сделан из студийного материала, оставшегося при записи этого альбома 1994 года. Но материал не воспринимается вторичным. Мало того — за счет во многом склонной к импровизации структуре композиций, для меня лично он слушается свежее, и менее «законсервировано», чем многое в классическом творчестве Pink Floyd. Есть и относительная легкость восприятия, и неожиданные ходы в мелодике и аранжировке, при этом все это звучит достаточно стройно и ненадуманно. Сам материал в большей степени гитарный, чем клавишный, что мне также импонирует, я все-таки поклонник преобладания электрогитары в прогрессив-рок композициях и вторичной роли клавишных.
В общем, на мой вкус, один из лучших музыкальных альбомов 2014 года. Очень рекомедован к прослушиванию независимо от любви или нет к основному творчеству Pink Floyd. Для меня этот альбом встал в ряд любимых у этой группы. Редчайший случай такого камбэка, когда от «классиков» в современности выходит реально интересный музыкальный материал.